Хранение колес и шин – наш конек!
Телефон:
+7 (495) 255-11-02
Главная / Статьи / Аквапланирование автомобиля, поговорим?

Аквапланирование автомобиля, поговорим?

Для автомобилиста езда на транспорте – постоянное нарушение законов физики, особенно в моменты сильного ускорения или резкого торможения. Чтобы автомобиль устойчиво стоял на дороге и не проскальзывал, как того требуют законы физики, требуется подобрать и установить правильные шины. Покрышки выполняют целый ряд важных функций – обеспечивают максимальное сцепление с дорожным полотном, амортизируют транспортное средство, уменьшают вибрационное воздействие во время ускорения и торможения. Особо остро необходимость в сцеплении с дорожным полотном встает на мокрой трассе. Не все автомобилисты знаю, что такое аквапланирование транспортного средства на мокрой трассе. Ниже мы рассмотрим подробнее это понятие, а также факторы, от которых зависит устойчивость транспортного средства.

Чтобы покрышка во время эксплуатации задействовала все свои продольные и поперечные силы, требуется, чтобы она максимально контактировала с дорожным полотном, надежно сцеплялась с ним. Так как во время резкого поворота значительно возрастает центробежная сила, при недостаточном трении и сцеплении автомобиль может легко вылететь на обочину. Чем больше сила трения между дорогой и поверхностью покрышки, тем безопаснее будет езда. Чем выше индекс трения у шины, который некоторые производители также обозначают, как величину силового замыкания, тем комфортнее будет проходить поездка. Правильно подобранные покрышки снижают риск аварии на мокрой трассе практически на 30%.

Современные производители шин постоянно перерабатывают состав резины, чтобы повысить уровень эффективности и обеспечить максимальную стабильность авто даже при езде при неблагоприятных условиях. Качество резины – решающий показатель, особенно в ответственный момент, когда от колес зависит, сохранит автомобиль устойчивость или нет. Сила трения между шиной и дорожным полотном – динамический показатель, который постоянно меняется. На него влияют следующие факторы:

  • Температура воздуха;
  • Скорость езды;
  • Текущие дорожные условия;
  • Качество резины и пр.

Почему влажная дорого опасна

Необходимая для безопасной езды сила трения постоянно снижается в условиях езды по мокрой дороге. Скорость уменьшения величины трения зависит от размера водной пленки на поверхности дорожного полотна. С катастрофической скоростью сила трения уменьшается у транспортных средств, в которых используются покрышки с низкой глубиной профиля, в итоге автомобиль просто уходит в штопор, так как даже опытному водителю в этот момент сложно справиться с управлением. Проблема с трением наблюдается и на шинах, которые эксплуатируются продолжительное время.

Всемирно известный производитель покрышек Dunlop провел эксперимент и наглядно продемонстрировал, как ведет себя транспортное средство на абсолютно сухой и влажной дороге. Так, при скорости в 50 км в час у автомобиля Audi А4 разница в тормозном пути на сухой и влажной дороге составила 2,5 метра, а уже на скорости в 60 км в час данный показатель вырос до 3,1 метра. Значительная разница наблюдается при увеличении скорости движения до 100 километров в час – разница между тормозным путем на сухой дороге и на трассе после дождя составляет 8,7 метров.

Что такое аквапланирование

Особую опасность мокрые дороги несут из-за эффекта аквапланирования. Во время сильного дождя между поверхностью дорожного полотна и покрышками образуется водный клин – вода просто не успевает отводиться от поверхности протектора. Образуется водная пленка, которая заставляет автомобиль непредсказуемо вести себя, скользить, будто на обледеневшей трассе. Во время аквапланирования покрышка всплывает над поверхностью пленки.

Если автомобиль движется на скорости 70 километров в час, в момент всплывания показатель трения стремительно уменьшается и достигает критической отметки. Говорить о сцеплении шин с дорожным полотном в этот момент не приходится. Скорость всплывания на мокрой трассе зависит от текущей нагрузки, от глубины рисунка протектора на покрышке, от уровня воды и качества резины. После всплывания шина не переносит поперечных и продольных нагрузок.

Опасность заключается в том, что скорость всплывания конкретной покрышки рассчитать практически невозможно. Показатель напрямую зависит от скорости движения автомобиля. Проведенные исследования позволили сделать выводы, что размер тормозного пути и сила сцепления с поверхностью у шин напрямую зависит от состояния дорожного полотна. Если на сухой трассе на скорости 100 км в час автомобиль полностью затормозит через 40-50 метров, то на заснеженной дороге тормозной путь увеличивается до 200 метров, а показатель сцепления падает до 20%.

Если во время езды лимит сцепления покрышки задействован только в одном направлении, для переноса сил на другое направление попросту не останется потенциала. Об этом факторе важно помнить во время езды по мокрой и обледеневшей дороге, когда лимит сцепления ограничен.

Как бороться со всплыванием

Любая качественная современная покрышка должна иметь хорошие показатели противостояния аквапланированию на мокрой дороге. Прежде чем выпустить новую линейку шин на рынок, производитель обязательно проводит многостороннее тестирование покрышки. В рамках исследования проверяется, как покрышка переносит продольное и поперечное аквапланирование. Первое возникает во время езды по ровной дороге, со второй проблемой можно столкнуться при резких поворотах. Только хорошие результаты проведенного тестирования станут основанием для выпуска шин в продажу.

Компании, которые много лет подряд работают над выпуском покрышек, внедряют все новые решения в свои колеса, чтобы максимально уменьшить эффект аквапланирования во время езды по мокрой трассе. Так, компания Dunlop впервые задумалась над решением вопроса с планированием еще в 1960 году. Добиться продвижения в этом вопросе удалось только после запуска в продажу шин с широким профилем – они позволили значительно уменьшить всплывание во время езды по мокрой дороге.

Если резина не приспособлена к эксплуатации в условиях мокрой трассы, во время езды можно столкнуться с таким опасным эффектом, который многие водители сравнивают с «танцем яиц на мокрой сковородке». На высокой скорости под поверхность шин просачивается вода, которая заставляет колесо всплывать, снижая до минимума показатели сцепления. Чем выше скорость автомобиля и уровень воды на трассе, тем быстрее произойдет всплывание. Если автомобиль движется слишком быстро, столкнуться с аквапланированием можно даже при минимальном слое воды на дороге.

Ускорить наступление эффекта аквапланирования могут также другие факторы:

  • Текущая нагрузка на покрышку во время езды;
  • Уровень воды на дороге;
  • Конструктивные особенности конкретной покрышки;
  • Особенности распределения нагрузки по поверхности проектора;
  • Давление воздуха внутри камеры;
  • Ширина и глубина профиля;
  • Особенности протекторного рисунка.

Выпуск на рынок шин с широким профилем для легковых автомобилей позволил снизить риск планирования автомобиля на мокрой дороге практически до нуля. В таких покрышках важную роль играет и протекторный рисунок – наличие широких и глубоких дренажных канавок и каналов позволяет эффективно отводить от поверхности влагу во время дождя.

Максимальную эффективность демонстрируют протекторные рисунки, в которых используются стрелообразные каналы, которые отходят к боковине. За счет такого строения активно удаляется от контактного пятна даже большой объем воды. Главный недостаток таких покрышек – невозможность сделать профиль слишком большим. В итоге у протекторных блоков повышается подвижность, а это отражается на точности руления, скорости износа резины, а также на показателях бокового увода. Конструкторам современных покрышек важно удерживать баланс – не только снижать аквапланирование, но и не жертвовать другими эксплуатационными характеристиками колеса.

Достижения шиностроения для борьбы с аквапланированием

Летние шины, которые предназначены для езды в дождливую погоду по мокрой трассе, в протекторном рисунке имеют широкие каналы для дренажа в районе боковин. Несмотря на такое устроение, с центральной части контактного пятна вода практически не отводится. Логичным решением стало бы внедрение в рисунок широкого и глубокого желоба, который бы опоясывал протектор в центральной части. Идея не нова для рынка шиностроения, первые патенты на этот счет появились уже в 70-х годах прошлого века.

Существует несколько шин с подобными характеристиками:

  • Скоростная покрышка AquaContact от немецкого производителя Конти. Стала первой подобной шиной на рынке;
  • Шины Aquatred от американского производителя Goodyear. Была запущена на американском рынке в 1991 году, на европейский пришла двумя годами позже. Позволяла развивать скорость до 190 километров в час, но имела малый ассортимент типоразмеров;
  • Покрышки Catamaran от компании Michelin.

Для всех указанных покрышек характерно одно конструкторское решение – наличие широкой канавки в центральной части протекторного рисунка. Также производители сделали сам протекторный рисунок направленным, а боковые каналы укоротили для того, чтобы отток воды в центральной части происходил активнее.

Покрышки действительно снижают вероятность аквапланирования на мокрой трассе практически до нуля, при этом они мало подходят для эксплуатации на абсолютно сухой дороге. Проблему удалось решить в некоторых моделях спортивных покрышек, в которых было принято решение усилить центральное ребро. У таких покрышек также есть недостаток – практически на нет сводятся другие важные функции, которые необходимы для безопасной и комфортной езды.

На данный момент ни одна современная покрышка не может похвастаться абсолютной защитой от аквапланирования, это важно помнить каждому автомобилисту. Даже если вы приобретаете специальные шины, многое будет зависеть от эксплуатационных параметров. Крайне важно всегда контролировать уровень давления в покрышках – если давления в центральной части будет недостаточно, на мокрой дороге шина всплывет очень быстро.

Следите за поведением авто и не нарушайте скоростной режим на мокрой трассе. Если во время езды вы обратили внимание на нехарактерные хлюпающие звуки или чрезмерную легкость в управлении транспортным средством, можно говорить о повышенном риске аквапланирования.

Немного о нас

Сервисная компания «Шиномания» располагается в районе метро Кантемировская и Царицыно.

Климатические условия, а так же не качественные дорожные покрытия, вредят колёсам автомобиля и заставляют автолюбителей периодически прибегать к услугам шиномонтажного сервиса.

За 11 лет работы наш шиномонтаж зарекомендовал себя самой лучшей стороны! Качественно, быстро и не дорого оказывает такие услуги, как съем и установка колес, монтаж и демонтаж шин, устранение проколов шин, сезонное хранение колес и покрышек и не только.

Адрес:
Россия, 115477, г. Москва, ул. Деловая, д.20
Ждем Вашего звонка:
+7 (495) 255-11-02