Автомобильные шипы – это специальные изделия из металла и других материалов, которым снабжают покрышки автомобиля для большей «хваткости». Они обеспечивают курсовую устойчивость транспортного средства, удерживают его от бокового сноса, уменьшают тормозной путь. Размещаются, в первую очередь, на зимних вариантах шин как противоскользящий вариант.
На какие виды покрышек устанавливают шипы
Все виды зимних покрышек разделяются на 3 класса:
- Всесезонные. Их используют круглый год. Характеризуются чаще всего асимметричным рисунком протектора, который дает возможность уверенно передвигаться по дорогам и зимой, и летом.
- Фрикционные, от английского термина «friction» — трение. В народе называются «липучками». Отличаются более мягким резиновым материалом с большим количеством поперечных ламелей — микроразрезов поверхности протектора. Они создают большое пятно контакта с дорогой, отводят от него воду. Испытывают сложности при попадании на обледенелую поверхность.
- Шипованные, снабженные специальными металлическими «иглами». Обеспечивают максимальное сцепление с дорогой и эффективное торможение на скользкой дороге.
Шипы устанавливают на шины автомобилей для поездок по загородным трассам, плохо расчищенным дорогам или в местах сухих твердых наледей. Машина становится маневренной на рыхлом снегу, легко тормозит и останавливается. В городских условиях на сухом асфальте шипованные покрышки могут быстро истираться. На мокрых дорогах в городе начинают скользить. Увеличивается тормозной путь, на скоростных поворотах возможен боковой занос. Один из недостатков шипованной резины – громкий звук и шум.
Устройство покрышек с шипами
Протектор составлен из двух слоев резины. В нижнем, твердом слое монтируют посадочные гнезда для размещения шипов. Через мягкий верхний слой шипы проходят в момент соприкосновения с дорожным полотном. На снегу происходит совместная работа «когтя» и ламелей протектора, это необходимо для того, чтобы обеспечить большое пятно контакта.
Характеристики шипов
Колесное производство совершенствуется в направлении новых моделей противоскользящих шин. Шипы выпускаются из различных материалов, в основном металлических.
Материалы, применяемые в производстве шипов:
- Сталь. Создает оптимальное сцепление, обладает малой истираемостью. Подверженность корродированию плохо влияет на технические характеристики. Большой вес шипов.
- Алюминий. Более легкий, чем предыдущий вариант. Меньше подвержен ржавлению. Сложный момент – склонность к истиранию.
- Двухсплавный вариант. Сердцевина –из прочного стального материала, корпус – из более мягкого, применяется в том числе керамика, резина.
- Пластиковые или материалы. Легкий вариант. Низкий срок эксплуатации привел к редкому использованию этого типа.
Первоначально все шипы производились из стали. Однако на определенном этапе законодательством был введен запрет на покрышки, которые по весу были больше нормативных показателей. Это привело изготовителей к необходимости поиска других материалов. Пластиковые шипы были легкими, но крайне неэффективными по критерию прочности и долговечности. Алюминий оказался более подходящим для формирования корпуса. При небольшой массе он превосходит другие материалы с точки зрения прочности. Тефлоновое покрытие улучшило его антикоррозийные свойства и способствовало лучшему закреплению в протекторе. Для улучшения прочностных характеристик и большей защиты от коррозии производители прорабатывают состав сплавов, изобретая новые варианты.
Конструкция шипов
Наиболее распространенный вариант составлен из двух основных компонентов:
Корпус или тело шипа, иногда называют основой |
Вставка –наконечник, другое название сердцевина или сердечник |
|
Изготавливается из легкого материала, чаще всего алюминия | Производится из твердого износостойкого сплава. Часто это карбид вольфрама, в некоторых случаях, карбид ниобия. | |
Одно фланцевый | Двухфланцевый, трехфланцевый | Взаимодействует непосредственно с дорожным полотном |
По форме напоминает гвоздь. Чаще выпадает. Не отличается большим ресурсом | Хорошо удерживается в шине. Не выпадает. Обладает хорошим рабочим ресурсом. Двухфланцевые применяют на легковых машинах.Трехфланцевые – для грузовиков. |
Форма шипов
Эта характеристика существенным образом влияет на технические параметры покрышек. По форме шипы разделяются на несколько вариантов:
- Круглый. Часто встречается. Считается, что слабее остальных закрепляется в покрышке, сцепление с покрытием оценивается как недостаточное.
- Овал. Рассматривается как вариант круглой формы. Отличается от нее тем, снижается риск заноса за счет большей площади контакта с трассой.
- Четырехгранник. Отчетливо наблюдаются четыре грани, они дают возможность надежно фиксироваться на скользкой поверхности, отлично зарекомендовали себя на поворотах. Есть проблемные моменты — быстро истираются, иногда могут обломиться.
- Бриллиант. Пятигранник. Характерен для шин Gislaved. Минус – быстрое стачивание граней, шип превращается в овал.
- Ромбовидно-шестигранная форма. Защищен патентом Nokian. Острый конец активно врезается в дорожное полотно. Шесть граней при всех положениях колес поддерживают устойчивость покрышки. В протекторе присутствует «подушка», благодаря ей происходит углубление шипа в шину, что дает возможность комфортно двигаться на асфальтированной поверхности.
- Семигранник. Изготавливается корпорацией Pirelli. Отличное сцепление на начальном участке движения.
- Трехлучевик. Три луча приспособлены оптимально для движения по льду, скользкой поверхности. На асфальте и другом твердом покрытии скалываются и отлетают.
- Трапеция. Работает на покрышках Goodyear. Профиль закругленной трапеции поддерживает курсовую устойчивость авто. Прочно закрепляется в протекторе.
- Крест. Четырехсегментный сердечник зацепляется за поверхность, создавая устойчивое пятно соприкосновения. Проблемный момент – довольно скоро стачиваются грани.
- Треугольник. Нечасто встречающийся вариант. По сообщениям изготовителя дает возможность обеспечить хорошие ходовые свойства.
Технические характеристики и нормативы
Эта характеристика регулируется европейским техническим регламентом для шипованных покрышек. В России действуют НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – документы ГОСТ: ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ОШИПОВАННЫЕ и ШИПЫ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ. В них указывается такая норма как схема ошиповки. Она предполагает графическое представление того, как расположены шипы в протекторе. В документах определяется количество шипов на метр качения шины. В России – 60 штук. Шипы разделяются по целевому использованию: для легковых, легких грузовых, грузовых покрышек. Наибольшее статическое усилие вдавливания шипа, которое формулируется как усилие прокола имеет свои граничные значения для разных ТС: Для легкового транспорта – не более 120 Н (ньютон). Для легких грузовиков – не более 180 Н (ньютон). Для грузовиков не более 340 Н (ньютон).
Маркировка противоскользящих шипов автомобиля
В служебных документах маркировка изделий для противоскольжения описывается следующими показателями
Диаметр самого большого фланца | Размерность изделия по длине | Число фланцев | Материал корпуса |
Последняя характеристика представлена условными обозначениями: С- сталь, П- пластик, А-алюминий, К- керамика. Вариант маркировки: 8 -11-2С по ГОСТ Р 52747-2007Шип состоит из двух фланцев, диаметр наибольшего – 8 мм, размерность по длине — 11 мм. Материал корпуса – сталь. Согласовано с документом ГОСТ. Указан номер документа. В зависимости от диаметра наибольшего фланца и длины шипы предназначаются для разных типов шин ТС.
- D 6,5 мм при длине 8-12 мм предназначен для легковых авто; при длине 12-15 мм предназначен для легких грузовых авто;
- D 8,0 мм при длине 10-16 мм предназначен для легковых авто; при длине 11-16 мм предназначен легких грузовых авто; при длине 12-20 мм предназначен для грузовых авто;
- D 9,0 мм при длине 10-16 мм предназначен для легковых авто; при длине 12-16 мм предназначен легких грузовых авто; при длине 12-24 мм предназначен грузовых авто;
- D 10,0 мм при длине 10—16 мм предназначен для легких грузовых авто; при длине 12-24 мм предназначен грузовых авто;
- D 11,0; 12,0; 13,0 мм при длине 15-30 мм предназначен грузовых авто;
- D 15,0; 16,0 при длине 18-30 мм предназначен грузовых авто.
Во время приемки на производстве шипы принимаются по критериям размерности и массы, качества материалов, гальванического покрытия и силы удержания износостойкого элемента в корпусе шипа, силы удержания шипа в резине.
Обкатка шипованных шин
Особенность покрышек с шипами заключается в том, что их приходится обкатывать. Размещенные в протектор на производственных мощностях, шипы не закрепляются в гнездах жестко. Для того, чтобы им плотно встать на место, приходится подвергнуть их определенным нагрузкам. Обкатка создает давление на покрышки и позволяет зафиксировать шипы. Обычно требуется проехать порядка 300- 500 км, чтобы они встали на место. Существуют правила обкатывания: езда на скорости 50-60 км/час, резко не тормозить и не срываться с места на старте. Далее проходит стандартный процесс эксплуатации покрышек.
Вторичная постановка — дошиповка
В ходе использования шипованной резины в зимних условиях происходит выпадение какой-то части шипов. Еще на этапе производства существуют нормативы потери металлических игл, допустимо до 5% потерь. В дальнейшем причинами выпадения шипов могут быть:
- Неправильная обкатка резины.
- Жесткая или неправильная эксплуатация шин во время езды.
- Естественный процесс изнашивания протектора.
Когда происходят потери, проверяют сколько шипов остается. Минимально допустимое количество определяется по формуле:
Число оставшихся делится на первоначальное число и умножается на 100. |
Так вычисляется процент не выпавших шипов. Замена резины нужна после 60% потерь. Когда процент потерь в пределах 50-60% — это уже этап значительного износа, шины можно использовать лишь как запасные. Когда покрышка достигает высоких степеней износа, ее работоспособность можно восстановить с помощью дошиповки.
Дошиповка
Это процесс дополнения шипов до оптимального количества. Технология сводится к двум вариантам:
- Установка на неиспользованные места протектора. В последнем просверливаются углубления и устанавливают изделия малого калибра в качестве дополнения к имеющимся.
- Установка в те локации, где были прежние. Это задача для ремонтных шипов. Они выпускаются специально для этих целей. Размер определяют, учитывая степень износа покрышки. Это требует определенных расчетов и профессионального подхода для установки. Но зато удается почти полностью восстановить рабочие характеристики.
Основные производители автомобильных шипов
Производят и используют эти изделия ведущие изготовители покрышек. Каждый из них имеет свои подходы к проектированию и производству.
Среди них
Pirelli.
Компания выпускает несколько видов шипов. Ориентированы на различные условия эксплуатации. Например, для сложных условий северных стран производятся Formula Ice, с шестигранными наконечниками, влияющими на ходовые и тормозные свойства.
Continental.
Шипы в форме четырехугольника, боковые стороны волнообразные, углы закругленные. Технология ContiFlexStud предполагает резиновую оболочку со штифтом из закаленных материалов. Способ размещения в протекторе – впаивание.
Michelin.
Обычно используется традиционная кругля форма, новые модели Michelin X-Ice North 4 снабжены сердечником из железных сплавов оболочкой из резины. Увеличено число шипов на шину.
Nokian
в модели Hakkapeliitta 9 применяет два типа изделий. В центре – восьмигранные, на периферии –шестигранные.
Hankook.
Вариант Winter i*Pike RS 2 W429 снабжен шестигранником из твердосплавных материалов. Форма снежинки влияет на сцепление с дорогой в условиях обледенения.
Автомобилисты подбирают те виды шипованных покрышек, которые подходят оптимально для их моделей авто.