При выборе подходящих покрышек для автомобиля важно разбираться в марках и моделях, но и уметь читать маркировку, которая нанесена на покрышку. Расшифровка параметров колеса по маркировке – сложная задача. Без проблем с ней справляются только производители покрышек, а также люди, занимающиеся их реализацией. Ниже мы рассмотрим, что означают символы, нанесенные на боковую часть покрышки. Разбираться в параметрах маркировки важно – набор непонятных цифр и символов поможет узнать о покрышке абсолютно все.
Что такое маркировка покрышек
Маркировка покрышки – буквенно-цифровой код, который наносится на боковину шины. В нем зашифрована потребительская и служебная информация о конкретной покрышке. Вся информация систематизирована для простоты и удобства восприятия. Производителями используются не только разные комбинации из цифр и букв, но и разные размеры шрифта.
Самые большие буквы на покрышке – название компании или дочернего бренда, которая занимается производством, а также модель конкретной покрышки.
Из каких частей состоит автомобильная покрышка
У автомобильных покрышек можно выделить несколько основных частей:
- Каркас. Основной элемент шины, состоящий из сплетенных между собой нейлоновых и стальных нитей. Усиливает конструкцию, обеспечивает прочность и устойчивость к механическим нагрузкам.
- Корд. Специальная ткань, сочетающая в себе толстые и тонкие синтетические или стальные нити, сплетенные между собой;
- Брекер. Внутренняя часть покрышки. Изготавливается из покрытого резиной металлического корда, в шине располагается между каркасом и проектором.
- Протектор. Самая верхняя часть покрышки, которая представляет собой определенный рисунок и сочетание блоков. Протектор защищает каркас от неблагоприятных факторов на дороге, а также обеспечивает надежное сцепление с дорожным полотном вне зависимости от его состояния и погодных условий.
- Боковины. Отвечают за защиту боковых частей шин от чрезмерных нагрузок, обеспечивают устойчивость авто при входе в резкий поворот.
- Плечо. Соединяет протектор и боковины. От характеристик участка напрямую будет зависеть, как автомобиль поведет себя во время поворотов на дороге.
- Проволочное кольцо. Жесткая основа покрышки.
Типоразмеры покрышек
Важный параметр при выборе покрышки – типоразмер. Маркировка типоразмера на боковине выполнена в виде «195/65 R15». Расшифровывается это сочетание следующим образом:
- 195. Параметр ширины профиля, указывается в миллиметрах. Под шириной профиля у покрышки понимается расстояние между двумя самыми выступающими боковыми точками, когда покрышка находится в нормальном накаченном состоянии;
- 65. Показывает отношение высоты покрышки к ее ширине. Конкретно для данной шины параметр составляет 126,75 миллиметров;
- R. Обозначает радиальный тип покрышек. Тип присваивается шине в зависимости от особенностей сплетения нитей корда между собой. Кроме радиальных шин в продаже также можно встретить диагональные, но они не очень распространены.
- 15. Показатель внутреннего диаметра. Подходящий диаметр полностью зависит от размера колесного диска, используемого в конкретном автомобиле.
Особенности европейской маркировки покрышек
Некоторые европейские производители, выпускающие на рынок покрышки последнего поколения, снабжают резину визуальной этикеткой, на которой указана следующая информация:
- Топливная эффективность покрышки. Отображается двумя показателями топливной экономичностью – А и G – максимальным и минимальным уровнем;
- Показатель сцепления покрышки при езде по мокрой дороге. Показатель А обозначает максимальный уровень сцепления с дорожным полотном и сохранение минимального тормозного пути. Показатель G обозначает минимальное сцепление с дорожным полотном, когда тормозной путь превышает 15 метров;
- Уровень шума от покрышки при движении автомобиля. Обозначается на этикетке тремя волнами разной высоты. Если затенена первая волна, покрышки издают минимум шума во время движения, все три затененные волны свидетельствуют о том, что покрышки сильно шумят вне зависимости от типа дорожного покрытия.
Показатели скорости и нагрузки в покрышках
При прочтении маркировки автомобильных покрышек обращайте внимание на индексы скорости и нагрузки:
- 91. Цифра показывает максимальный размер нагрузки, которую шина способна выдерживать в случае, если автомобиль передвигается на предельных скоростях;
- T. Индекс скорости. Показывает, какую максимальную скорость может развивать покрышка при установке на авто без потери своих основных эксплуатационных характеристик. Не следует превышать указанный показатель, иначе о безопасной езде речи идти не может.
Сезонность подбираемой резины
Сезоны года, в которые использование покрышек будет максимально эффективным и безопасным, также вносятся в маркировку. Сезонность обозначается следующими комбинациями:
- M&S (Mud & Snow). Покрышки подходят для эксплуатации в тяжелых окружающих условиях, вне зависимости от типа и состояния дорожного полотна они способны обеспечить максимальную проходимость транспортного средства. Маркировка в основном присутствует на зимних и всесезонных покрышках.
- AS (AllSeason). Всесезонная резина.
- AW (AllWeather). Покрышки подойдут для использования при любых погодных условиях, это никак не скажется на их эксплуатационных параметрах.
- Rain, Water, Aqua, Aquacontact, Aquatred. В некоторых случаях в области маркировки также наносится изображение зонтика. Таким способом маркируют покрышки, которые максимально противостоят аквапланированию при движении по дороге после дождя или мокрого снега.
- Зимняя резина обозначается значками гор или снежинок. Дополнительные обозначения не используются.
Дополнительные обозначения в маркировке покрышек
Если в маркировке покрышки встречаются надписи Reinf, Reinforced или сокращенная маркировка RF, покрышка способна выдерживать повышенные нагрузки в ходе эксплуатации по сравнению с обычными моделями. Если в шинах используется усиленный корд, в маркировке можно встретить букву C. В основном такие модели используются у резины, устанавливаемой на коммерческую технику. Встретить такие покрышки можно для легковых грузовиков и микроавтобусов средней грузоподъемности.
К усиленным шинам относятся модели с маркировкой XL (Extra Load). Такая резина в ходе эксплуатации способно выдерживать нагрузки в 3 раза больше, чем аналогичные модели с таким же типоразмеров.
Если автомобиль оснащается ассиметричными покрышками, для удобства при установке на поверхность с внешней и внутренней стороны наносятся надписи Outside и Inside соответственно.
В зависимости от наличия камеры в покрышках наносится маркировка следующего типа:
- TUBELESS. Свидетельствует о том, что перед вами покрышки, которые эксплуатируются без камеры;
- TUBE Type XX. Маркировка характерна для покрышек, которые эксплуатируются вместе с камерой.
На поверхности покрышки можно найти и показатели, демонстрирующие максимальное внутреннее давление внутри покрышки, а также выдерживаемую нагрузку.
В маркировке на покрышке также можно найти данные о стране, где выпускаются покрышки. Это очень удобно, так как часто крупные компании, занимающиеся производством шин, имеют несколько заводов, расположенных в разных частях света.
Дополнительные параметры:
- Run Flat. Специальное обозначение для шин, которые изготавливаются с усиленными боковинами. На таких покрышках можно продолжать езду до ближайшего СТО в течение нескольких километров, даже если давление внутри снизится до минимально допустимых показателей. На данный момент не существует единой маркировки, каждый производитель покрышек наносит свою буквенную комбинацию, указывающую, что шины изготовлены по этой технологии. Так, для концерна Michelin характерно присутствие надписей ZP, ZP SR, компания Нокиан наносит маркировку Run Flat, для Дуплон характерна надпись DSST.
- TREADWEAR. Обозначает показатель износостойкости конкретной покрышки. По сравнению с базовой резиной, износостойкие покрышки могут эксплуатироваться в течение продолжительного времени.
- Temperature A, B, C. Обозначает способность резины противостоять воздействию со стороны низких и высоких температур. Чем ближе буква обозначения к началу алфавита, тем лучше покрышки противостоят температурному влиянию.
- Traction A, B, C. Указывает на способность шин тормозить на мокрой или обледенелой дороге. Самыми лучшими считаются шины с маркировкой А.
Соответствие покрышек действующим стандартам качества
Выпускаемая на рынок резина может отвечать двум стандартам качества – американскому и европейскому:
- DOT (Department of Transportation). Параметр обозначает, что покрышка полностью соответствует стандартам качества, обозначенным в американском законодательстве. Рядом с маркировкой о сертификатах можно найти данные о времени выпуска шин – год и месяц.
- ECE (Economic Commission for Europe). Соответствие действующим в Европе стандартам качества. Часто может обозначаться буквой «Е», заключенной в круг. Некоторые производители рядом с маркировкой наносят цифровое обозначение, указывающее на конкретный сертификат качества.
Важно. Учитывайте, со временем покрышки теряют свои изначальные эксплуатационные характеристики, даже если просто находятся на хранении. Так, в течение одного года хранения утрачивается до 10% сцепных характеристик резины. Если есть такая возможность – подбирайте более «свежие» покрышки, они лучше себя проявят на дороге.
Маркировка для точной балансировки
Чтобы облегчить процесс балансировки конкретной покрышки в автомобиле, производители наносят балансировочные метки на резину. Они имеют разный цвет и форму – точка, круг или треугольник:
- Желтый маркер. Наносится в зоне самого легкого участка покрышки. Если совместить эту зону с самым тяжелым местом на колесном диске, удается добиться хорошей балансировки и отличных эксплуатационных характеристик покрышки.
- Красный маркер. Наносится в районе самого жесткого участка на покрышке в районе боковины;
- Белые метки. Точка максимального отклонения радиальной силы.
Цветовая индикация покрышек почти не информативна для рядовых владельцев автомобилей, она упрощает работу сотрудников шиномонтажа.
Знание маркировки позволит автовладельцу подобрать подходящие шины для своего автомобиля даже без помощи специалистов магазина, где осуществляется покупка.